Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы. После того, как ребёнок поступает в начальную школу, он вступает в новый коллектив, в котором формируются исключительно новые взаимоотношения. Данные связи в коммуникации ребёнка являются основополагающими, так как они влияют на становление и благополучие подрастающего человека.
Изначально, одноклассники для младшего школьника не идентифицируются как похожие на него люди, часть социума. Он воспринимает их исключительно через учителя и приемлет коммуникацию с одноклассниками исключительно в пределах учебной деятельности. В тот момент, когда учитель начинает давать индивидуальные или групповые задания, начинают складываться личностные взаимоотношения.
Актуальность темы курсовой работы подтверждается тем, что именно на взаимоотношения в процессе коммуникации, в значительной мере влияют так называемые дружеские группировки, в которые младшие школьники объединяются по интересам и по уровню развития. Здесь личностные факторы начинают играть одну из ключевых ролей: тот ребёнок, у которого неблагополучная семья, требующая особого педагогического внимания, будет замкнутым и не особо общительным. И наоборот: если в семье покой и гармония, среди родителей добрые, тёплые и верные взаимоотношения, личностные факторы ребёнка во взаимоотношениях со сверстниками, будут играть одну из ключевых положительных ролей.
Личностные факторы качество влияют на систему взаимоотношений любого человека, так как данной направление является эмоционально насыщенным. Что тогда говорить о детях, которые, в рамках своего возраста, испытывают колоссальные эмоциональные потрясения, за счёт которых «подпитываются» для продолжения коммуникации.
В любом случае, однозначно можно сказать о том, что личностные факторы взаимоотношений младших школьников в коллективе сверстников предполагают комплексное изучение и данная тема является актуальным проблемным полем для психолого-педагогических исследований теоретического и прикладного характеров.
Зачастую, для измерения личных взаимоотношений, педагоги и психологи используют методику социометрии, которая является универсальной для детского коллектива. Более подробно все методики описаны во второй главе курсовой работы.
Степень освещённости и разработанности проблемы. Вопросы личностных факторов взаимоотношений младших школьников в коллективе сверстников нашли своё отражение в трудах многих авторов-исследователей в области педагогики, культурологии, социологии, филиософии. Вопросами коммуникации младших школьников занимались такие учёные как Абдуллаева Х. М., Алепкина К. В., Галкина В. В., Гладилина А. О., Гольцова Е. Н., Коптилова, М. В. и др.
Вопросам психолого-педагогического характера начального общего образования посвятили свои научные изыскания такие учёные как Баярмагнай З., Ветренко С. В., Калюжная О. И., Липская Т. А. и др.
Методологическая основа работы. Методологию исследования составляют теоретическое и практические методы исследования. Теоретические: анализ, обобщение, синтез, классификация. Практические: наблюдение, моделирование.
Цель работы заключается в разработке научно-методических рекомендации по улучшению взаимоотношений младших школьников в коллективе сверстников .
Задачи работы:
1) рассмотреть личностные факторы взаимоотношений в психолого-педагогической литературе;
2) определить механизм влияния личностных факторов на взаимоотношение младших школьников в коллективе сверстников;
3) проанализировать методики изучения личностных факторов взаимоотношений младших школьников;
4) разработать научно-методические рекомендации по улучшению взаимоотношений младших школьников в коллективе сверстников.
Объект исследования — взаимоотношения младших школьников.
Предмет исследования — личностные факторы взаимоотношений младших школьников.
Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОЛЛЕКТИВЕ СВЕРСТНИКОВ
1.1 Личностные факторы взаимоотношений в психолого-педагогической литературе
Для того чтобы быть социальным, человеку необходимо быть включённым в различные общественные и личностные отношения. Развития человека без общения и без межличностных отношений – невозможно. В процессе общения происходит особый контакт, который переходит в стадию взаимоотношений, которые сопровождаются мотивационно-личностными установками.
В младшем школьном возрасте обучающийся формирует отношения с окружающим миром, формируется его мировоззрение. Практические поступки в данный момент времени являются подражательными и повторяющимися. И в данный период времени младший школьник вступает в первые взаимоотношения.
Отношения — это позиция конкретной личности ко всему, что вне её, и к самой себе. Взаимоотношение — взаимная позиция конкретной личности к другой или к группе. В отличие от отношения при взаимоотношении постоянно идёт обратная связь [2, с. 9].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абдуллаева, Х. М. Особенности поведения младших школьников в конфликтных ситуациях / Х. М. Абдуллаева // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Воронеж, 01 мая 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2021. – С. 3-5.
2) Алепкина, К. В. Особенности взаимоотношений младших школьников в коллективе / К. В. Алепкина // Психологическая студия : Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова / Под редакцией С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи, С.Ф. Пашковича. Том Выпуск 12. – Витебск : Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. – С. 8-10.
3) Ананьева, Е. В. Исследование личностных характеристик в системе межличностных взаимоотношений как условие успешной социализации младших школьников / Е. В. Ананьева // Социализация в глобальном мире: вызовы современности : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Калуга, 20–21 мая 2021 года. – Калуга: Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2021. – С. 24-30.
4) Варианты педагогического управления изобразительной деятельностью учащихся начальных школ / З. Баярмагнай, Н. Худэрчулуун, А. Нэргуй, Б. Жаргал // Традиции и инновации в начальном и дошкольном образовании : Сборник научных статей / Ответственный редактор Р.Б. Дондокова. – Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2019. – С. 54-60.
5) Ветренко, С. В. Психология младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Ветренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 116 с.
6) Галкина, В. В. Развитие межличностных взаимоотношений младших школьников со сверстниками / В. В. Галкина, Е. Г. Лазарева // Будущее науки - 2019 : сборник научных статей 7-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 25–26 апреля 2019 года. Том 2. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 73-76.
7) Гладилина, А. О. Воспитание нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании / А. О. Гладилина // Вестник науки. – 2023. – Т. 1, № 6(63). – С. 314-318.
8) Гольцова, Е. Н. Особенности межличностных взаимоотношений младших школьников с нарушением интеллекта / Е. Н. Гольцова // Стратегии современной инклюзии: инновационный путь развития как ответ на вызовы нового времени : Сборник статей, Челябинск, 17 ноября 2022 года. – Челябинск: ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. – С. 111-113.
9) Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 251 с.
10) Калюжная, О. И. Особенности психологии обучения в начальной школе / О. И. Калюжная // Экономика и социум. – 2020. – № 6(73). – С. 696-699.
11) Коптилова, М. В. Проблемы формирования толерантных взаимоотношений младших школьников в рамках инклюзивного образования / М. В. Коптилова // Интерактивная наука. – 2021. – № 9(64). – С. 40-42.
12) Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 285 с.
13) Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие для вузов / Г. Ф. Кумарина [и др.] ; под редакцией Г. Ф. Кумариной. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 285 с.
14) Куртева, О. В. Особенности организации и проведения педагогической практики у студентов - будущих учителей начальной школы / О. В. Куртева // Мировые цивилизации. – 2020. – Т. 5, № 1-2. – С. 70-77.
15) Курьянова, Т. А. Особенности межличностных взаимоотношений младших школьников с синдромом дефицита внимания / Т. А. Курьянова, С. В. Фролова // Молодой ученый. – 2019. – № 2-1(240). – С. 20-23.
16) Липская, Т. А. Хрестоматия по психологии детей младшего школьного возраста : учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования для дисциплины "Психология детей младшего школьного возраста" / Т. А. Липская. – Оренбург : Экспресс-печать, 2022. – 99 с.
17) Мазанова, М. А. Педагогические условия формирования межличностных взаимоотношений младших школьников / М. А. Мазанова // Эффективные практики профориентационной работы в образовательных организациях : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Якутск, 24 февраля 2022 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – С. 296-300.
18) Малахова, Ю. А. Особенности взаимоотношений младших школьников со сверстниками / Ю. А. Малахова, Л. А. Бабаянц // Наукосфера. – 2021. – № 2-1. – С. 34-37.
19) Поручкина, С. М. Культура взаимоотношений младших школьников / С. М. Поручкина // Человеческий капитал. – 2020. – № S4(136). – С. 212-221.
20) Психология в деятельности учителя начальной школы / А. В. Березина, Е. А. Журавлева, И. В. Мельникова, К. И. Чижова. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2021. – 347 с.
21) Сидорина, Е. В. Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста со сверстниками / Е. В. Сидорина, И. Р. Меледина // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – Т. 1, № 1. – С. 55-61.
22) Тренина, В. С. Психологические особенности взаимоотношений младших школьников со сверстниками / В. С. Тренина, Е. Г. Изотова // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании : материалы III международной научно-практической конференции, Ярославль-Минск, 02 апреля 2019 года / Под научной редакцией Е.В. Карповой. – Ярославль-Минск: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. – С. 174-175.
23) Федина, Л. В. Основы педагогического мастерства: психолого-педагогическое сопровождение начального образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Федина. — 3-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 128 с.
24) Хамитова, А. Р. Психолого-педагогические аспекты воспитания нравственных взаимоотношений у младших школьников / А. Р. Хамитова, С. В. Бондаренко // Интернаука. – 2023. – № 1-2(271). – С. 56-58.
25) Шалагинова, К. С. Психологические основы работы с агрессивными младшими школьниками : Учебно-методическое пособие / К. С. Шалагинова. Том Часть 1. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – 98 с.